Кроме чисто профессионального интереса, моя работа нравится мне разнообразием и неповторяемостью. Работы по течеисканию иногда случаются в очень интересных местах, в которые простому человеку с улицы попасть достаточно непросто. Недавно меня приглашали для обнаружения скрытой утечки воды в системе теплоснабжения "Октябрьского электровагоноремонтного завода".
Я в первый раз был на этом предприятии и предполагал увидеть там старые железнодорожные вагоны, которые ездили по дорогам страны еще с советских времен и требуют капитального ремонта. Вероятно, такой стереотип сложился из-за того, что еще с 1844 года завод стал заниматься производством паровозов и вагонов для Царскосельской железной дороги, а также благодаря слову "Октябрьский" в названии, которое недвусмысленно отсылает к революции 1917 года. Однако, с приятным удивлением обнаружил в современно оснащенных цехах новые, красивые трамваи с продуманным внутренним оснащением и современным внешним видом. Было бы здорово увидеть эти трамваи на улицах Санкт-Петербурга, но те, что я видел, были предназначены для Москвы, о чем недвусмысленно намекала надпись на борту.
Оказалось, что "Октябрьский электровагоноремонтный завод" занимается не только ремонтом вагонов, но и модернизацией подвижного состава, а также строительством новых электропоездов для метрополитенов Санкт-Петербурга, Москвы и других российских городов. Мне было приятно осознавать, что москвичи передвигаются под землей с помощью продукции, сделанной в Санкт-Петербурге.
Однако, вернемся к основной цели моего визита. Участок трубопровода с вероятной утечкой был выполнен из стальных труб Ду150 с ППУ изоляцией. Обычно, трубопроводы с пенополиуретановой изоляцией имеют покрытие, состоящее из двух слоев: вспененного изолятора (разновидность пенопласта) и прочного наружного слоя из полиэтилена (ПНД) для защиты от разного рода механических воздействий. В особо важных трубопроводных системах используются трубы со встроенными проводниками специальной системы контроля, которая призвана следить за утечками и сообщать о намокании отдельного участка трубы в процессе эксплуатации оборудования. Такая система контроля СОДК присутствовала и в данном случае, однако ее работоспособность вызывала сомнения, поэтому было решено пригласить меня.
Перед выездом на поиск утечек, я всегда стараюсь оговаривать с заказчиками технические и организационные детали предстоящих работ. Так, поскольку оборудование, которое мне приходится диагностировать, принадлежит Заказчику и находится в зоне его ответственности, в обязанности Заказчика входят подготовительные работы, например, открытие и закрытие задвижек, установка стендеров на пожарные гидранты, обеспечение доступа в технические колодцы и т.п Также в число подготовительных работ со стороны Заказчика входит подготовка мест установки датчиков контрольно-измерительной аппаратуры (течеискателей). Подготовка мест установки датчиков может обозначать как зачистку тела трубы от грязи и сильной ржавчины, так и снятие изоляции с небольшого участка трубы, если таковая изоляция имеется. Дело в том, что для более эффективной работы и улучшения чувствительности, датчикам коррелятора необходимо иметь хороший контакт с телом трубы, который невозможен при наличии изоляционного покрытия.
В этот раз, по каким-то причинам, Заказчик не смог подготовить места установки датчиков, поэтому снимать изоляцию мне пришлось самому. И если в случае со старым битумным покрытием очистить трубу не представляется сложным, то "свежая" ППУ изоляция без специального инструмента поддается крайне неохотно. Из специального инструмента, который у меня был с собой, оказался только острый строительный нож. Не передать словами, насколько непросто вырезать кусок жесткого и прочного полиэтилена с помощью одного лишь ножа. На каждый участок у меня ушло примерно 10 минут. Уже подумываю о приобретении какого-то специального инструмента, чтобы при возникновении таких задач в будущем я мог бы решить их более простым способом.
В итоге, после проведения корреляционного анализа шумов на трубопроводе подачи и обратном трубопроводе, был обнаружен подозрительный шум на одном из участков, который проходил под асфальтовым покрытием. Во время предварительной корреляции была задана примерная длина участка, чтобы оперативно оценить наличие или отсутствие утечки на этой дистанции.
После обнаружения признака утечки, было необходимо проверить соответствие конфигурации реальной теплотрассы её схематическому изображению в технической документации, чтобы точно замерить расстояние между датчиками коррелятора и уточнить на местности место источника шума. Подав индукционным способом сигнал в трубопровод, при помощи трассоискателя я достаточно быстро "отбил трассу" (как выражаются знакомые геодезисты). Несмотря на сложные условия, например, железнодорожные пути, расположенные в непосредственной близости к трубопроводу, трассоискатель отработал на "отлично", что еще раз доказывает известный факт: чем более высококлассное оборудование ты используешь в своей деятельности, тем более точным будет результат и тем меньше усилий придется приложить для его достижения.
Затем я провел тепловой анализ упомянутого участка, используя профессиональный тепловизор, а также прослушал шумы на поверхности асфальта непосредственно над теплотрассой при помощи акустического течеискателя.
Обследования, выполненные разными способами и при помощи разного оборудования показали на одно и то же место, что свидетельствует о большой вероятности расположения утечки именно там. Как правило, при поиске скрытых утечек очень опасно полагаться на показания какого-то одного прибора. Даже самое совершенное диагностическое оборудование подвержено влиянию посторонних факторов, которые обусловлены физическими ограничениями методов. Поэтому, при поиске утечек я использую различные методы для повышения достоверности результата.
Idea & Design by idea arts